Как охраняется коммерческая тайна (конфиденциальная информация) в России?

Интересная в российской действительности тема о защите конфиденциальной информации (коммерческой тайны).

Она интересна тем, что в 99% ситуаций практически не работает 🙂 Вот по такому ряду причин:

  • Коммерческая тайна как режим конфиденциальности
  • Проблема доказывания
  • Имеющиеся средства судебной защиты

Теперь предлагаю рассмотреть все по-порядку...

Коммерческая тайна как режим конфиденциальности

Как обычно стороны по договору защищают свою коммерческую тайну?
Просто подписывают договор о неразглашении конфиденциальной информации (или аналогичный) и, как правило, этим ограничиваются.

Между тем, подписать такой договор о конфиденциальности и на этом успокоиться не достаточно.

И вот почему...

Статья 3 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет коммерческую тайну - как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Коммерческая тайна - это не просто какая-то неизвестная третьим лицам информация - это целый режим… т.е. все те меры, которые вы обязаны предпринять для того, что бы охраняемая вами информация не стала доступной другим лицам.

Весь необходимый для этого перечень мер определен ст. 10

Упрощая нормы ст. 10, приведу их практическую реализацию:

  1. Вы должны определить перечень той информации, которая станет вашей «коммерческой тайной»
  2. Вам также необходимо составить положение о коммерческой тайне (или аналогичный документ), в котором вы определите порядок обращения с такой информацией и меры контроля за соблюдением режима конфиденциальности.
  3. Вы должны иметь специальный журнал, в котором ведете учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.
  4. Ваши работники должны под роспись ознакомиться с положением о коммерческой тайне и документом, в котором отражен перечень сведений, которые составляют вашу коммерческую тайну. Также с вашими контрагентами вы должны заключать соответствующие договоры о неразглашении конфиденциальной информации или аналогичные соглашения.
  5. На документы и другие материальные носители информации, вы наносите гриф типа: «Коммерческая тайна ООО «Наименование вашей организации».

Последствия несоблюдения положений ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне» довольно просты - если данные требования вами не соблюдаются, то никакой конфиденциальной информации (коммерческой тайны) у вас фактически нет.

Поскольку вы ничего не сделали для того, чтобы обеспечить такой информации надлежащую защиту от разглашения.

Иначе говоря, чем дорожат, то и охраняют…

Без соблюдения описанных мер никакие договоры «о защите коммерческой тайны», «о неразглашении конфиденциальной информации» и аналогичные работать не будут никогда.

Однако даже с соблюдением этих мер никто не гарантирует вам правовую защиту.

Предположим, что вы хотите наказать того, кто по вашему мнению разгласил вашу конфиденциальную информацию, причинив вам убыток. Или в договоре, который вы заключили имеется положение о штрафе за каждый случай выявления нарушения условия о неразглашении конфиденциальной информации и вы хотите взыскать этот штраф с виновного лица.

И вы обратились с иском в суд.

Тут подкрадывается автоматически вторая проблема - доказывание.

Что придется доказывать в суде?

Если ваш контрагент нарушает условия договора о неразглашении конфиденциальной информации и вы хотите обратиться в суд, то вам придется доказывать следующие факты:

  1. То, что информация является конфиденциальной
  2. Факт того, что ответчик был уведомлен о том, что эта информация - конфиденциальна
  3. Нужно доказывать, что имел место факт раскрытия этой информации.
  4. Нужно доказывать, что это сделал именно ответчик, а не кто-то другой (причинно-следственную связь между действием или бездействием ответчика и фактом разглашения информации) и сделал умышленно.
  5. И, наконец, размер ваших убытков

Итого целых пять(!) пунктов… И это не мало.

Доказать все возможно только в том случае, если вы с самого начала все делаете правильно и в строгом соответствии с законом…

И даже в этом случае я не представляю каким образом должен извернуться ваш юрист в суде, чтобы все доказать…

Средства судебной защиты

При этом все, что вы можете потребовать от нарушителя - компенсации вам убытков (реального ущерба и упущенной выгоды), размер которых вам придется опять-таки доказывать.

Упущенная выгода - это доходы, которые вы бы получили если бы ваше право не было бы нарушено.
Реальный ущерб - это или непосредственный причиненный ущерб, либо те расходы, которые вы понесли или же понесете для восстановления ваших нарушенных прав.

Собственно все… Т.е. ничего.

Если у вас стартап, то упущенную выгоду вы не докажите никогда.
А реального ущерба может вообще не быть.

Вот вам и охрана интеллектуальной собственности в РФ.

Похожие материалы:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...