Защита авторских прав при оказании услуг нейминга

Нейминг - услуги по созданию или придумыванию названий для компаний, товаров, продуктов, рекламных слоганов. Происходит от английского слова «name».

Насколько я знаю, существует практика, по которой исполнитель, оказывающий услуги нейминга, подписывает договор, в котором обязывается передать заказчику права на эти придуманные наименования или слоганы.

Однако никаких прав на эти «неймы» они передать не могут, поскольку это не объекты гражданских прав.


Почему это так?

Дело в том, что объектами авторского права являются произведения:

  1. литературы
  2. науки
  3. искусства

Название само по себе не может быть объектом авторского права. Оно им может стать исключительно в составе литературного произведения – текста.

То есть, если есть литературное произведение и его название, то это название может быть объектом авторского права, при условии, что суд(!) признает, что оно является самостоятельным творческим произведением.

Само по себе название – например,  «Бабкины семки», «Стиральный порошок «Дуся» и т.п. – это просто набор слов.

Слоган также не является объектом авторского права - литературным произведением.

  • Just do it
  • Connecting people
  • Крылья любого размера
  • На шаг впереди
  • и т.п.

Это также просто наборы слов.

Хочу обратить ваше внимание на то, что на ДАННОМ этапе, на этапе придумывания – это не объекты гражданских прав.

Для того, чтобы таким названиям предоставлялась правовая охрана, необходимо зарегистрировать товарный знак (или соответственно знак обслуживания).
Только с момента государственной регистрации эти «неймы» станут объектами гражданских прав.
Еще нюанс, не «объект гражданского права» означает, что правовая защита вам как автору, а если вы заказчик, то как «правообладателю» не предоставляется.

Что это означает практически?

Практически это означает, что заказчик может без последствий для себя взять все слова или названия, которые вы придумали и сделать с ним все, что захочет… А если вы обратитесь в суд за защитой ваших нарушенных авторских прав, то суд в иске откажет, поскольку ничьи права этими действиями не нарушены.

Обратное справедливо и для авторов. После получения оплаты автор без правовых последствий для себя может зарегистрировать нужные товарные знаки. Если захочет.
Заказчик, уже в свою очередь, получит отказ в иске по этому же основанию.

В качестве заключения скажу, что вся отрасль нейминга строится исключительно на ответственности и добропорядочности исполнителей и заказчиков. Что, как мы знаем, важнее для бизнеса, чем любые договоры и текущее состояние законодательства.

З.Ы.
Когда я консультировал одного моего клиента на эту тему, чтобы не быть голословным пришлось поискать судебную практику на этот счет. За 5 минут я для него нагуглил два (уверен, что их больше) отказных решения Высшего Арбитражного суда на эту тему. Одно «потерялось», представляю вашему вниманию другое.
Очень интересно.

https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/821fc177-5ca3-483e-a82c-14eb38eef416/A41-11030-2009_20090703_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf

10-м Апелляционным арбитражным судом оставлено без изменений.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...